Русский

Россия после пандемии COVID-19: продовольственная проблема и пути ее решения

Пандемия коронавируса обострила не только проблемы, связанные непосредственно со здоровьем людей, но и особо ярко обнажила проблему продовольственную. В ООН даже сообщили, что в ближайшей перспективе возможен голод для сотен миллионов людей.

В международном плане данная проблема обусловлена прежде всего тем, что темпы роста населения на планете существенно превышают темпы прироста сельскохозяйственной продукции. Существенно обострились и экологические проблемы, которые крайне отрицательно влияют на качественный уровень производимых продуктов питания, делая отдельные из них фактически непригодными для употребления. Неприемлем в современных условиях и рыночный фундаментализм, когда продовольствие определяется исключительно как товар для продажи, что привело к тому, что многие продукты питания маркетингово привлекательны, но стали не соответствовать необходимым медицинским требованиям и т.п.

В настоящее время идет интенсивный поиск преодоления пандемии COVID-19. Однако в большинстве случаев все сводится к поиску эффективных медицинских препаратов, соблюдению гигиенических требований и т.п. Все это очень важно само по себе, но не достаточно с точки зрения системного оздоровления населения. Важнейшей составляющей такой системы является, как известно, питание. Многие специалисты даже считают, что здоровье человека в наибольшей степени зависит именно от него. Нет возражений и в том, что потребление качественных продуктов питания в существенной степени влияет на иммунитет людей и тем самым защищает их от различного рода заболеваний.

Указанные проблемы не могут обойти стороной Россию. Современная ее специфика определяется тем, что страна является самой большой в мире по территории с огромным аграрным, сырьевым и интеллектуальным потенциалом, но в то же время, это преимущество все еще используется не на должном уровне.

Что необходимо предпринять, чтобы в России модернизировать систему производства продуктов питания от непосредственно сельскохозяйственного производства до культуры их потребления. Основными путями такой модернизации, полагаем, должно стать следующее.

Первое. Усиление ответственности государства за организацию производства и обеспечение граждан страны продуктами питания в нужном количестве и должного качества. В настоящее время государство достаточно эффективно управляет сельскохозяйственным производством страны. Но этого уже недостаточно. Функции центральной власти в решении данных проблем необходимо существенно расширить, что предполагает:

- На общегосударственный уровень важно вывести работу по качественному поднятию производительных сил всего агропромышленного комплекса. Считаем ошибочным не включение в перечень двенадцати нацпроектов, которые определяют стратегическое развитие страны до 2024 года специального нацпроекта по развитию сельского хозяйства и производству высококачественных продуктов питания. В принципе, это можно исправить путем разработки и проведения научно обоснованной аграрной политики. Такая работа должна стать системной и базироваться на лучших отечественных и зарубежных достижениях.

- Особо важным является создание инновационного централизованного управления производством продуктов питания, с четким разграничением полномочий центральных, региональных и местных (районных) органов власти. При этом введение научно обоснованного индикативного планирования обязательно. Здесь работа должна выходить далеко за пределы полномочий Министерства сельского хозяйства.

- Необходимо также ужесточение государственного и общественного контроля над качеством производимой в стране сельскохозяйственной продукции. Предлагается за преднамеренное производство недоброкачественных продуктов питания ввести уголовную ответственность. От потребляемых продуктов питания, повторим, в существенной степени зависит здоровье, а иногда и жизнь людей. Недопустимо, что в настоящее время существенная часть реализуемой в стране сельскохозяйственной продукции – не на должном качественном уровне. Опыт борьбы с пандемией COVID-19 показывает, в частности, что наиболее подвержены были к заболеваниям граждане стран, где основная часть потребляемого продовольствия выпускается с ГМО и диетически некачественной продукции.

- Не менее важным является разработка на общегосударственном уровне механизмов и системы действенной финансовой поддержки сельскохозяйственных производителей. Целесообразно создание специализированного государственного аграрного банка с целью льготного кредитования производителей сельскохозяйственной продукции. Наряду с этим предлагается производителей сельхозпродукции не облагать рядом налогов и прежде всего НДС.

- Назрела необходимость повышения уровня культуры потребления продуктов питания всего населения страны. Под непосредственным руководством Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и образования РФ важно разработать концепцию по повышению уровня культуры потребления продуктов питания, начиная с детского возраста. В настоящее время, по данным специалистов, такой уровень культуры определяется тремя баллами по десятибалльной шкале оценок, что крайне недостаточно.

-Требует совершенствования и система аграрного образования, включающая среднее специальное, высшее, последипломное и все другие формы образования, относящееся к АПК. Специально следует обратить внимание на то, что для работы на земле и во всех звеньях производства продуктов питания должны допускаться лишь граждане, имеющие соответствующую профессиональную подготовку. Лицензии должны выдаваться исключительно при условии наличия у их получателя агрономического или других соответствующих форм образования.

- Научное обеспечение. Без должного научного обеспечения развитие агропромышленного производства в современных условиях невозможно в принципе. Ни одно решение, связанное с производством продовольственной продукции, как в центре, так и на местах не должно приниматься без научной экспертизы и соответствующего заключения. Наши расчеты показывают, что научный потенциал в России – один из самых высоких в мире. Но его результативность внедрения в практику сократилось за последние тридцать лет в два-три раза, а в отдельных случаях и того больше.

 - Не менее важным также является сбережение водных ресурсов. Под особый государственный и общественный контроль должны быть взяты все водоохранные объекты. «Сбережем воду – сбережем жизнь» – этот лозунг современных экологов достаточно обоснован и актуален. Вода во всем мире, как известно, все более становится одним из решающих факторов продовольственной безопасности (некоторые футурологи предполагают даже, что будущие мировые войны будут из-за воды). Вода все больше становится и особым экономическим трендом, цена на которую растет больше, чем на любой другой товар. В настоящее время Россия является одним из мировых лидеров по запасам воды. Это огромный потенциал жизнеобеспечения людей, который необходимо беречь особо. Здесь нужна разработка специальной государственной программы.

- Модернизацию международного агропромышленного сотрудничества с другими странами важно проводить на строго обоснованных принципах и под контролем государства. Предлагается изучить возможность введения государственной монополии на экспорт сельсхозпродукции и продуктов питания или строгого лицензирования такой деятельности. И наоборот, необходимо ужесточить контроль за поступающим в страну продовольствием по импорту. Доминантным здесь должно быть отечественное законодательство. Полагаем, что уместным в данной связи использование понятия «продовольственный суверенитет» и наполнение его соответствующим содержанием.

Второе. Существенное расширение прав и обязанностей местного самоуправления (сельских районов) в производстве сельскохозяйственной продукции. Следует обязательно сохранить исторически сложившиеся институты агропромышленного производства, но наряду с этим необходимо незамедлительно муниципальную власть «вернуть в экономику», что, в свою очередь, предполагает:

- Наряду с возрастанием государственной ответственности, усилением и расширением централизованного управления агропромышленным производством в существенной степени необходимо повышение роли и значения в данной сфере деятельности непосредственно сельских районов. Считаем, что это в современных условиях является важным особо. Землю сельскохозяйственного назначения предлагается передать в управление местному самоуправлению, доверяя тем самым решение продовольственных проблем тем, кто непосредственно связан с землей и умеет на ней работать. Исторически сложившиеся сельские районы, полагаем, должны стать основным объектом и одновременно субъектом организации и управления производством сельскохозяйственной продукции на местах.

- Назрела необходимость предоставления районным советам и их исполкомам (администрациям) больше экономических прав и свобод. Здесь целесообразно проведение соответствующей административной реформы, которая включала бы расширение содержания Главы 8 Конституции РФ «Местное самоуправление» в направлении того, что муниципальные органы власти на местах и, в частности, районное звено, должны «вернуться в экономику» и максимально получить права на все виды хозяйственной деятельности. В данном контексте лозунг «Вся власть советам!» в определенной степени оправдан.

- Важно продолжить поощрение многоукладности в развитии сельскохозяйственной экономики, придав этому процессу должный уровень организованности и управления. Районным советам и их исполкомам (администрациям) необходимо предоставить исключительное право выдавать лицензии на организацию сельскохозяйственного производства на подведомственных им территориях, как правило, следующим юридическим лицам: государственным структурам, совхозам, госхозам, военхозам; агрохолдингам; коллективным производителям, включая кооперативы и объединения, акционерным обществам; крестьянским, фермерским хозяйствам; членам садово-огороднических кооперативов; частным компаниям и другим.

- Райсоветам и их исполкомам (администрациям) также необходимо предоставить право самостоятельно организовывать собственные предприятия, госхозы и объединения по производству, переработке и хранению сельхозпродукции. Значительную часть продукции целесообразно производить по государственному заказу за счет централизованного финансирования. Все, что произведено сверх Госзаказа может реализовываться на рынках (в контексте развития агробизнеса) с получением соответствующей прибыли, которая направляется на развитие инфраструктуры района, повышения благосостояния местных жителей и другие нужды.

- На должный уровень необходимо вывести и сервисное обслуживание сельскохозяйственных производителей. Оправданным будет создание на уровне районов машинно-тракторного и других форм сервисного обслуживания, по образцу ранее работавших МТС. Каждый из субъектов хозяйственной деятельности может самостоятельно приобретать свою собственную технику и другие средства производства.

- Проблемы, связанные с пандемией коронавируса, поставили вопросы повышения качества животноводческой продукции. Здесь также важно создание или модернизация в районах санитарно-эпидемиологических ветеринарных станций и других структур обеспечения работы отрасли и ужесточение контроля за выпуском соответствующей продукции. Как известно, такие рекомендации давались Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и были поддержаны ФАО.

- Не менее важным является улучшение социальных условий жизнедеятельности работников агропромышленного комплекса. Необходимо сохранение на территориях сельских районов традиционных сельских поселений. Все еще не потерял свое значение лозунг: «Сохраним село – спасем Россию». При этом муниципальную поддержку должно получить развитие личного подсобного хозяйства и соответствующие формы его обеспечения. Следует обратить внимание на то, что в историческом развитии России личное подсобное хозяйство в период лихолетий, войн и других кризисов всегда выполняло функции «продовольственного компенсатора». И в настоящее время эта «российская парцелла» производит огромное количество продовольствия. Имеются и ряд других причин, требующих поддержки сельских жителей со стороны государства.

В целом, наши расчеты показывают, что «возвращение» местного самоуправления в экономику в ближайшие три года может увеличить производство сельхозпродукции на 15-20 процентов и создать инновационную модель управления агропромышленным комплексом на местах в целом.

Третье. Расширение прав и обязанностей областных и республиканских центров в решении проблем обеспечения местного населения продовольствием. Задача здесь состоит в том, чтобы на новом качественном уровне привлечь к производству сельхозпродукции ресурсы промышленных городов и предприятий, а также непосредственно самих городских жителей. Это, в свою очередь, предполагает следующее:

- Государству на законодательном уровне целесообразно обязать власти городов и крупных промышленных предприятий конструктивно участвовать в производстве продуктов питания и организации системы продовольственного обеспечения населения. И прежде всего целесообразно привлечь к сельскохозяйственным работам самих горожан. Формы и методы такой работы определяются с учетом специфики регионов.

- На республиканских и областных уровнях целесообразно создание на принципах частного-государственного партнерства центров, которые непосредственно могли бы выполнять функции, связанные с обеспечением продовольствием местных жителей. Такие организации могут создавать собственные госхозы или другие предприятия, получив лицензию на соответствующие виды деятельности на территории сельских районов.

- Предлагается на землях вокруг промышленных городов или на территориях пригородных сельских районов выделять городским жителям земельные участки под индивидуальное строительство и для развития личных подсобных хозяйств. Во многих промышленно развитых странах такой процесс уже наблюдается и называется «деурбанизацией». Вполне вероятно, посткоронавирусное развитие придаст такому процессу особую интенсивность.

- В современных условиях необычайно важным является и развитие семеноводства и питомниководства. В этом деле в настоящее время страна зависима от импортных закупок. Предлагается во всех субъектах Российской Федерации создать соответствующие предприятия (госхозы), которые будут работать с учетом региональной специфики решения соответствующих задач. Здесь без государственной поддержки на начальном этапе организации соответствующего производства решить проблему необычайно сложно.

- Не менее важным во всех субъектах Федерации образовать новые или модернизировать с учетом достижений современной науки предприятия по производству удобрений и средств защиты растений. Международный опыт показывает, что такое производство всегда строилось путем кооперации заинтересованных организаций, а также на основе частно-государственного партнерства. Предварительные расчеты показывают, что существующее в России такое производство имеется, но требует существенного совершенствования.

- Республиканские, областные и другие города традиционно являются логистическими центрами в системе агропромышленного развития соответствующих регионов. Это необходимо сохранить и перевести на принципы «цифровой» детерминации. Для повышения качественного уровня работы логистических структур предлагаем засодействовать американский опыт, который в настоящее время является наиболее эффективным.

- На законодательном уровне целесообразно узаконить и возможность привлечения к сезонным сельскохозяйственным работам военнослужащих, учащихся, временно безработных и других категорий населения. Во многих странах это широко практикуется, в том числе имеется соответствующий отечественный опыт. Привлечение студентов и школьников на сельскохозяйственные работы следует рассматривать в контексте трудового воспитания молодежи и повышения общего уровня культуры, связанной с производством и потреблением продуктов питания

- На новом качественном уровне предлагается воссоздать хорошо в свое время зарекомендовавшие себя военхозы, которые в существенной степени и в наиболее оптимальных формах обеспечивали продовольствием военнослужащих. Более того, военхозы в свое время являлись «Инкубаторами» по использованию передовых технологий в АПК. Такой опыт небесполезен и в настоящее время.

Наши расчеты показывают, что подключение к решению продовольственных проблем ресурсного потенциала городов и промышленных предприятий позволит увеличить производство продуктов питания в стране на 5-10%, а в некоторых случаях и значительно больше.

Таким образом, обобщая вышесказанное, предлагаются следующие основные направления модернизации агропромышленного производства в России:

  1. Повышение уровня ответственности, усиление роли и значения общегосударственного управления развитием АПК, создание системы соответствующего централизованного государственного менеджмента.
  2. Демократизацию и максимальное расширение прав, свобод и обязанностей в производстве сельскохозяйственной и продовольственной продукции органов местного самоуправления, преимущественно на районом уровне.
  3. Подключение к решению продовольственных проблем городского населения, ресурсного потенциала городов и крупных промышленных предприятий.

Полагаем, что высказанные предложения в существенной степени будут способствовать решению продовольственных проблем и обеспечению продовольственной безопасности страны в целом.

Предлагаемое далеко не исчерпывает возможные ресурсы по решению в России продовольственной проблемы. Нами представлено лишь то, что конкретно моделируется и может определять так называемые «дорожные карты» и управленческие решения.

Научно-методический совет МИСИ «Вектор»

Услуги компании

  • Политические коммуникации
  • Бизнес-коммуникации
  • Кризисные коммуникации
  • Финансовые коммуникации
  • Лоббирование и взаимодействие с органами государственной власти
  • Социальные исследовательские проекты