Русский

Как завершить войну на Донбассе?

Предпринимаемые международным сообществом меры по разрешению вооруженного конфликта на Донбассе реальных положительных результатов не дают. Вооруженный конфликт не прекращается. Достигнутые соглашения в формуле так называемого «Минска-2» и другие фактически не выполняются. Очевидно, здесь нужны принципиально новые, инновационные подходы.

Нами изучены различные варианты преодоления кризисных ситуаций в регионах, близких по своим историческим особенностям к Донбассу. На основе обобщения имеющихся документальных источников и используя методы социального моделирования, мы пришли к выводу, что завершить войну на Донбассе и преодолеть существующий там системный кризис возможно с учетом следующего.

Первое. Необходим обязательный учет исторических особенностей становления и развития региона, а также ментальности и состояния общественного сознания местного населения.

В 1774 году, после русско-турецких войн, все Приазовье, включая Донбасс, вошло в состав Российской Империи. С этого времени началось его освоение. Первоначально безлюдное, Приазовье заселялось русскими крестьянами, сербами, греками, болгарами и другим населением. Переселенцам, особенно в царствование Екатерины II, выделялись обширные земли. Но наиболее интенсивно этот край стал развиваться во второй половине XIX века после известных в России реформ 1861 года.

Советский период развития Донбасса был особо значимым. В декабре 1922 года Донбасс во главе с Донецком вошел в состав УССР. До этого его государственно-политическая идентификация шла сложным путем. Территории нынешних Донецкой и Луганской областей входили в состав различных административных формирований: Донской Советской Республики, Всевеликого войска Донского, Вольной территории, Донецкой губернии. В 1918 году была провозглашена Донецко-Криворожская Советская Республика, которая в последующем по предложению В.И. Ленина была включена в состав Украины. В советский период своей истории Донбасс стал крупнейшим экономическим, научным и культурным регионом Советского Союза.

После развала СССР Донбасс оказался в составе независимой Украины. Это новый этап его истории. Промышленное и сельскохозяйственное производство начало существенно сокращаться. На всем постсоветском пространстве Донбасс постепенно терял свою значимость. Начались процессы дезинтеграции и декооперации. Особо отрицательно жители Донбасса относились к факту, что регион являлся одним из основных бюджетных доноров всей Украины, а субвенции из Киева получал несоизмеримо незначительные.

В последние годы местное население было обеспокоено и перспективами развития региона. Так, резкие протестные настроения вызвали идеи и практические попытки киевских властей распродать территорию этого края иностранцам под добычу сланцевого газа, что в общественном мнении ассоциируется с перспективой тотального уничтожения среды обитания людей в угоду интересам олигархов и транснациональных компаний.

В условиях независимой Украины население региона начало сокращаться быстрыми темпами. Смертность устойчиво превышала рождаемость, многие вынуждены были покидать свой родной край, переезжая в другие регионы и страны. Так, по состоянию на январь 2014 года, население Донецка сократилось до уровня 40-летней давности. В то же время регион по-прежнему оставался многонаселенным и многонациональным, где большинство составляли русские и украинцы, а также проживали белорусы, евреи, греки, татары, армяне, представители других национальностей.

В целом, рассматривая Донбасс с точки зрения возникновения, становления и современного развития, следует специально отметить, что этот регион создавался и на протяжении всей своей истории являлся крупнейшим промышленным, научным и образовательным центром всей России, а в последующем, всего Советского Союза. Это главное, что всегда характеризовало Донбасс и определяло его особенности.

В деле преодоления кризиса на Донбассе необходим и обязательный учет исторически сложившегося, наиболее устойчивого состояния общественного сознания местных жителей по вопросам организации их общественной жизни.

Особенностью развития Донбасса в постсоветский период являлось то, что реинтеграционные настроения у местного населения были наиболее устойчивыми. Так, в 1991 году на Всесоюзном референдуме около 90% граждан проголосовало за сохранение Советского Союза. На большинстве последующих референдумов почти все жители также высказывались за реинтеграцию с Россией и другими странами СНГ.

Дончане традиционно на протяжении последних 25 лет поддерживали политические силы, которые выступали с позиций реинтеграции на постсоветском пространстве, предоставления права русскому языку государственного, федеративного устройства страны и т.п. Украинский национализм отвергался местными жителями однозначно. Это факт, с которым нельзя не считаться.

После «государственного переворота» на Украине 22 февраля 2014 года и прихода к власти украинских ультранационалистов на Донбассе начались массовые народные протесты, которые и привели в последующем к образованию Донецкой Народной Республики (ДНР) и Луганской Народной Республики (ЛНР). В ответ киевские власти при широкой поддержке западных стран начали так называемую АТО – «антитеррористическую операцию» - против протестующих жителей Донбасса (местное население называет ее карательной). Результат такой операции – тысячи погибших мирных жителей, сотни тысяч беженцев, масштабные разрушения городов, сел и т.п.

Сложившаяся ситуация актуализировала вопросы, связанные с государственно-политической идентификацией Донбасса. Так, 11 мая 2014 года состоялся общенародный референдум, на который был вынесен вопрос: «Поддерживаете ли Вы Акт о государственной самостоятельности Донецкой Народной Республики?». По позиции «да» ответило 89,07%, по позиции «нет» – 10,19% при явке 74,87%. Аналогичный референдум состоялся и в Луганской Народной Республике. На вопрос: «Поддерживаете ли Вы Акт о государственной самостоятельности Луганской Народной Республики?» при явке 81% избирателей по позиции «да» ответило 96,2%, по позиции «нет» – 3,8%. Можно юридически признавать результаты референдумов или нет, но никто не может отрицать их социологическую репрезентативность. Люди в государственной самостоятельности ДНР и ЛНР увидели защиту от агрессивного украинского национализма, который стал приобретать форму государственной политики.

В определении современного политико-правового статуса Донбасса также необходим обязательный учет и нынешних настроений местного населения. Известно, что за период проведения украинскими властями АТО, которая привела к разрушению экономики, многочисленным жертвам среди мирного населения, невиданному до сих пор количеству беженцев и мигрантов (преимущественно в Российскую Федерацию), в Донбассе сформировались устойчивые «антиукраинские настроения». Миллионы людей не желают возврата в Украину с ее националистической государственностью. Это факт, с которым нельзя не считаться также.

При всем этом важно учитывать и пророссийский вектор гуманитарной ориентации местного населения. Большинство жителей Донбасса идентифицируют себя с «русским миром». Россию здесь воспринимают как государство, стоящее на стороне тех, кто защищает Донбасс. Заявление украинских лидеров, что такое состояние – следствие российской пропаганды, не выдерживает никакой критики. Люди живут в конкретных условиях войны и на практике знают, кто в таких условиях «друг» или «враг», «агрессор» или «жертва агрессии»…

Второе. Вопрос о легитимизации власти на Донбассе.

В преодолении кризиса на Донбассе особо важно учитывать реально уже существующие Донецкую Народную Республику и Луганскую Народную Республику, которые имеют все необходимые атрибуты государственности, сформированные демократическим путем, но непризнаваемые Украиной и международным сообществом.

Проблему легитимности власти на Донбассе в сложившихся условиях не сможет разрешить Украина самостоятельно в принципе. Доверие к ней со стороны населения Донбасса абсолютно отсутствует. Украинские инициативы по разрешению конфликта нанесли тяжелейшие «раны» местным жителям. И вероятно, нужно еще не одно десятилетие, чтобы они «зарубцевались» даже в условиях мирного времени. Россия также не сможет самостоятельно решить политико-правовую проблему Донбасса в контексте существующего международного права и обязательств. Сформировавшиеся ДНР и ЛНР являются непризнанными республиками и требуют легитимизации. В таких условиях только международное сообщество, в лице, прежде всего, ООН, может наиболее реально способствовать преодолению на Донбассе политико-правового кризиса.

Вслед за Соглашением по «Минску-2», считаем целесообразным и необходимым проведение Международной конференции по Донбассу под патронатом ООН. В ней должны принять участие все заинтересованные в преодолении конфликта на востоке Украины стороны. Повесткой дня и основными решениями такой Конференции должны стать:

- признание факта реального наличия ДНР и ЛНР. В этих республиках, повторим, уже сформированы все институты государственной власти и управления. Вопрос заключается лишь в том, в какой степени эта власть является легитимной и может представлять в настоящее время интересы населения Донбасса. Решить такую задачу необходимо исключительно демократическим путем – проведением новых всеобщих выборов. Это важно потому, что лишить права представительства многомиллионный Донбасс в процессах преодоления кризиса – недопустимо;

- принятие решений о механизме, патронате и системе контроля за проведением инициируемых выборов в ДНР и ЛНР.

- принятие дополнительных решений, содействующих полному прекращению боевых действий и реальному размежеванию конфликтующих сторон на позиции, предусмотренные «Минском-2». В нейтральной зоне целесообразно временное присутствие не просто наблюдателей, а миротворческих сил под эгидой ООН, ОБСЕ, Украины и России.

Третье. Формирование конституционных основ политико-правовой системы ДНР и ЛНР.

После проведения выборов на Донбассе вновь избранная демократическим путем власть ДНР и ЛНР в первоочередном порядке обязана подготовить и принять Конституции (Основные Законы) Республик.

В основу Конституций должны быть положены принципы, которые устраивают все участвующие в конфликте стороны и заинтересованные в разрешении конфликта организации и государства.

Исторический опыт показывает, что наиболее приемлемыми в данной связи являются ранее апробированные на практике конституции (основные законы) Южного Тироля, Республики Крым (Конституция от 6 мая 1992 года) и другие, где речь идет о том, что автономное государственное образование входит в состав того или иного государства и строит с ним отношения на основе договоров и соглашений. В свое время в экспертном сообществе были разработаны предложения по проекту Конституции Донецкой Народной Республики, которые могут стать основой для современной политико-правовой идентификации ДНР и ЛНР и, как «матрица», – для других аналогичных регионов. (См.: Города Новороссии (основание, становление и развитие).– Симферополь: ИТ «АРИАЛ»,2015. – С. 76-118).

Применительно к Донбассу – только такие конфедеративные по сути взаимоотношения наиболее реально можно выстраивать с Украиной. В современных условиях конфедеративный принцип политико-правового сосуществования в наибольшей степени будет соответствовать современным реалиям, несмотря на то, что он изначально может вызвать резкие протесты у местного населения, которое видит в современной Украине агрессора и источника всех своих бед и страданий.

Экспертным сообществом предлагаются и другие формы политико-правовой идентификации современного Донбасса. Среди наиболее известных и достаточно обоснованных являются концепции создания и признания международным сообществом ДНР и ЛНР как самостоятельных государств. Местное население в наибольшей степени склоняется к более тесной интеграции с Россией и другими странами СНГ, что также имеет концептуальную завершенность у ряда специалистов. Конфедеративность в данном контексте следует рассматривать как неизбежный компромисс.

Что даст такой конфедеративный политико-правовой путь определения статуса Донбасса?

Для Украины – это сохранение де-юре территориальной целостности и возможности строить отношения с ДНР и ЛНР на цивилизованных демократических основах. Апробацию политико-правовых принципов построения взаимоотношений с другими регионами, которые во многом, как известно, также тяготеют к расширению своих политических прав и свобод. Не исключено, что это – единственный в современных условиях путь сохранить страну в целом, которая, по мнению многих специалистов, находится на грани развала. А у значительной части западных исследователей, как известно, Украина вообще рассматривается как «расколотая страна».

Для Донецкой и Луганской Народных Республик предлагаемые меры конфедеративной идентификации – это устранение причин, которые привели к вооруженному конфликту в регионе, и получение реальной возможности защиты своих социально-политических и гуманитарных прав, создание предпосылок для мирного развития на наиболее оптимальных для региона принципах.

Для международного сообщества – это прецедент преодоления региональной конфликтогенности мирным, демократическим путем, достижение мира и согласия в международных отношениях, складывающихся вокруг конкретного конфликтогенного региона.

Четвертое. Социально-экономические предпосылки преодоления кризиса в ДНР и ЛНР.

Решение проблем социально-политической идентификации Донбасса в современных условиях неизбежно приведет к созданию условий для его экономического возрождения, а, возможно, и к реинтеграции в ранее существовавшее экономическое пространство.

Наиболее целесообразной формой экономической идентификации с учетом всех сложившихся обстоятельств, полагаем, явится создание на территориях ДНР и ЛНР комплексных «свободных экономических зон» под международным патронатом. Тем самым, будут созданы условия для экономического возрождения региона, на основе которых процессы конфликтогенности постепенно будут снижаться.

Что даст Донбассу, а, соответственно, Украине и другим странам проведение таких социально-экономических преобразований на основе «свободных экономических зон»:

- главным образом, будет определена стратегическая перспектива преодоления системного кризиса, созданы условия для восстановления и развития экономики региона на апробированных международным опытом рыночных принципах;

- формирование более приемлемых условий и механизмов для местной власти, позволяющих самостоятельно руководить экономическими процессами, а это, в свою очередь, повысит ответственность и социально-экономическую дееспособность Республик;

- существенное оживление экономики ДНР и ЛНР позволит более эффективно решать ряд задач в сфере повышения материального и культурного благосостояния населения, станет важнейшей предпосылкой преодоления имеющихся проблем в сфере социальных и гуманитарных отношений;

- на новом качественном уровне будут созданы предпосылки для реальной украинской экономической реинтеграции с потенциально экономически развитым регионом, который ранее составлял более 20% экономического потенциала страны. На Украине будет восстановлен рынок энергоресурсов и движения других видов товаров на основе взаимовыгодных отношений;

- будут созданы правовые и другие условия для более эффективного развития экономических отношений с другими странами ближнего и дальнего зарубежья;

- с неизбежностью произойдет преодоление имеющихся гуманитарных проблем.

Опыт преодоления конфликтогенности на Донбассе социально-экономическими методами мог бы явиться образцом для международного сообщества в решении аналогичных проблем и в многочисленных других регионах.

Пятое. Международный контекст завершения войны на Донбассе.

Предлагаемые меры по преодолению конфликтогенности на Донбассе объективно вписываются в политические, экономические и гуманитарные процессы, которые происходят в современном мире. В частности, создание «свободных экономических зон» в конфликтогенных регионах соответствует тем предложениям, с которыми выступает Президент США Д. Трамп. Именно ему принадлежат идеи доминантности экономических методов в решении современных международных и региональных проблем. Более того, полагаем, что его стремление придать международным организациям, включая ООН, более действенный характер, преобразуя их в реальные международные регуляторные институты, – позиция исключительно важная. Она с неизбежностью ведет к усилению международного менеджмента, в том числе, направленного на укрепление мира и международного сотрудничества, созданию реальных международных инструментов предотвращения региональной конфликтогенности, в том числе.

Аналогичные не только предложения, но и практические шаги были уже предприняты Президентом РФ В. Путиным и премьер-министром Японии С. Абэ по урегулированию проблем вокруг островов Курильской гряды. Здесь, не нарушая исторически сложившийся международный правопорядок, инициируется предоставление возможности совместно их осваивать на равноправных экономических принципах. В качестве одного из инструментов рассматривается и вопрос создания «свободных экономических зон» комплексного типа.

Важной особенностью современного мира является также возрастание роли и значения духовного фактора в решении большинства вопросов общественной жизни. Известно, что впервые за многие столетия состоялась встреча Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, на которой акцентировалось внимание на моральных факторах преодоления кризисов в современном обществе. Это имеет непосредственное значение и для вооруженного конфликта на Донбассе.

По нашим расчетам, большая часть воюющих с украинской стороны – православные христиане Украинской Православной Церкви. По другую сторону, около 4/5 ополченцев Донбасса – также православные христиане этой же Украинской Православной Церкви или их сторонники. Среди других верующих, воюющих на украинской стороне, – это католики, униаты, автокефалисты – представители в основном Западной Украины, которые являются наиболее активной и агрессивной частью конфликта. Со стороны Донбасса 1/5 ополченцев – представители многих других конфессий и атеисты, убежденно считающие себя «антифашистами». Приведенные расчеты показывают, что среди конфликтующих на Донбассе христиане – подавляющее большинство, и они могут, в принципе, создать духовно-нравственные предпосылки преодоления существующего кризиса при соответствующих инициативах их духовных лидеров.

Нами отмечены основные, но далеко не исчерпывающие факторы, которые могут способствовать достижению мира и согласия на Донбассе.

В целом, чтобы завершить войну на Донбассе и преодолеть весь комплекс имеющихся там проблем, необходимо, прежде всего, под жестким международным контролем, с участием гуманитарных миссий, включая Церковь, безотлагательно провести ряд мер по предотвращению боевых действий и разъединению конфликтующих сторон.

Соглашения по «Минску-2» целесообразно продолжить в новом формате Международной Конференции под эгидой ООН, на которой важно подтвердить решение о проведении выборов в ДНР и ЛНР и рекомендации по подготовке и принятию Конституции Республик, согласовав их со всеми конфликтующими сторонами. Наиболее оптимальными Конституциями явятся те, которые закрепят отношения между Украиной и ДНР, ЛНР на конфедеративных принципах. Это позволит сохранить юридически статус-кво между конфликтующими сторонами и создаст предпосылки для последующих конструктивных взаимовыгодных переговоров с целью консолидированного разграничения прав и обязанностей сторон.

Предоставление ДНР и ЛНР права социально-экономического развития в формуле «свободных экономических зон» позволит регионам преодолеть последствия существующего кризиса в наиболее приемлемых формах и создаст предпосылки включения их в систему мирового рынка, где принципы интернационализации доминируют над любыми сепаратными, этническими, националистическими и другими обстоятельствами.

Полагаем, что все вместе взятое в существенной степени будет способствовать завершению войны не только на Донбассе, но явится решающим вкладом в определение путей, форм и методов достижения мира и согласия и в других конфликтогенных регионах.

Научно-методический Совет МИСИ «Vector»

Услуги компании

  • Политические коммуникации
  • Бизнес-коммуникации
  • Кризисные коммуникации
  • Финансовые коммуникации
  • Лоббирование и взаимодействие с органами государственной власти
  • Социальные исследовательские проекты