Русский

Казначейство как институт финансового менеджмента в «узбекской модели» государственного строительства

Государственное управление финансами любой страны является важнейшим фактором ее суверенного развития. Особо это актуально в условиях, когда человечество находится в поисках оптимальных форм и методов своей модернизации.

Либерально-рыночная финансовая система сложилась еще на ранних этапах Ренессанса и, прежде всего, в Италии. Именно итальянским купцам принадлежат основные теоретические обоснования и практическое применение  основополагающих финансовых принципов, включая создание банковской системы, кредитования, организация системы налогообложения т.п. В последующем она постоянно совершенствовалась, но принципиально не менялась.

Современная финансовая система, по мнению большинства экспертов, берет свое начало с декабря 1913 года, когда в Соединенных Штатах Америки была создана Федеральная Резервная Система (ФРС). Эта система объединила двенадцать частных федеральных резервных банков США. Особенностью ее является то, что именно она осуществляет эмиссию денег – доллара и распространяет его путем кредитования под определенный процент как внутри США, так и во всем мире. Считается, что назначение главы ФРС – это важнейшее назначение в современной мировой экономике, даже важнее поста Президента США.

В июле 1944 года в небольшом американском городе Бреттон-Вудc состоялась Международная валютно-финансовая конференция, в которой приняли участие 730 делегатов из 44 государств. Это было время коренного перелома во Второй мировой войне. Стоял вопрос об экономическом и политическом послевоенном переустройстве мира. На конференции специально рассматривались вопросы модернизации валютно-финансовой системы послевоенного мира. Принятые в Бреттон-Вудсе решения до настоящего времени определяют сущность и специфику современного финансового менеджмента в международном масштабе. Получила дальнейшее развитие и  Федеральная Резервная Система. По решению конференции созданы Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР). Доллар определен мировой валютой. Принято также ряд решений, которые легли в основу нового финансово-экономического порядка, в основном сохраняющихся до настоящего времени. Не учитывать эти важные обстоятельства в развитии современных экономических процессов в международных взаимоотношениях невозможно в принципе.

Узбекистан в 1991 году, став независимым, суверенным государством, объективно вынужден был, осуществляя государственное строительство, искать собственную матрицу проведения  своей финансовой политики. Выбор путей был небольшой. Это возможность либо полного подчинения своей финансовой системы мировой. Либо, наоборот, – изоляции собственной финансовой системы от международных финансовых институтов и попытка решения всего комплекса экономических проблем, опираясь исключительно на собственные силы.

В таких условиях узбекское руководство выбрало свой собственный, третий, отдельный путь. Этот путь определялся общей концептуальной моделью развития Узбекистана, которая первоначально была изложена в книге Ислама Каримова «Узбекистан – собственная модель перехода на рыночные отношения». В работе были представлены основные принципы развития страны в направлении построения рыночной экономики и убедительно доказана идея о том, что Узбекистан должен развиваться собственным путем, но с учетом лучших достижений международного опыта, сотрудничая с реально существующими международными институтами. Эти положения легли в основу построения в стране и финансово-экономической системы.

Важнейшим этапом создания собственной финансовой системы стал выпуск узбекской денежной национальной единицы – сум, которая была введена в обращение с 1 июля 1994 года. Сум является единственным законным платёжным средством на территории Республики Узбекистан. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что изначально сум предписывались классические функции денег. В частности, меры стоимости. Эта функция была четко определена и реализована на практике. В соответствии с ней стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Система ценообразования заработала в стране на рыночных принципах. Однако ценовая политика в государстве не была привязана к мировым ценам на большинство основных товаров, особенно широкого потребления, а имела собственную специфику регулирования с учетом достигнутого уровня производственных отношений и развития производительных сил. Государственный финансовый менеджмент в данной связи сумел противостоять тенденции к гиперинфляции.

Известно, что важнейшая функция денег – функция «средства обращения». Здесь особо важным является государственное влияние на выпуск количества денежной массы, которая требуется для обращения внутри страны. В данной связи руководство Узбекистана абсолютно адекватно, в соответствии с классической формулой обращения, обеспечило собственную экономику денежными знаками, которых было достаточно для обращения. Многие специалисты в области финансовых отношений обращают внимание на эффективность финансового узбекского менеджмента с точки зрения обращения внутри страны собственной денежной единицы. 

Обеспечив страну национальной валютой – сум – объективно создалась возможность для реализации не менее важной функции денег как средства накопления, что позволило более эффективно осуществлять кредитную политику и финансовое обеспечение других форм экономических взаимоотношений. В государстве была учреждена система частных и государственных банков, других сегментов финансового менеджмента.

Реализовав первые три функции, стало возможным эффективно использовать узбекские деньги как «средство платежа» в проведении инвестиционной политики, исполнения государственного бюджета, уплаты налогов и т.п.

В экспертном сообществе обращается внимание и на то, что если в других странах СНГ, чтобы обеспечить проведение государством устойчивого финансового менеджмента при переходе на собственную валюту понадобилось в среднем три-пять лет, то в Узбекистане такие реформы заняли не более года, и собственная финансовая система начала функционировать достаточно быстро и эффективно. Все это позволило в существенной степени минимизировать влияние мировых кризисов и, прежде всего, финансово-экономических на экономику Узбекистана в последнее двадцатилетие.

При этом следует особо обратить внимание на то, что Узбекистан, создавая внутреннюю финансовую систему, опирался на соответствующий опыт других стран. Это позволило избежать изоляционизма и эффективно сотрудничать с международными финансовыми организациями. Так, 2 марта 1992 года Узбекистан вошел в состав ООН, став его полноправным членом. С сентября этого же года стал полноправным членом Всемирного Банка. В настоящее время страна является членом свыше 100 международных организаций.

Узбекистан активно участвует в ряде международных проектов, финансовое обеспечение которых осуществляется крупнейшими мировыми финансовыми организациями.

После приведения финансовых отношений в стране в систему с неизбежностью встала задача эффективного ее использования в интересах граждан, государства и общества в целом. В данной связи представляет особый интерес проведение государственной финансовой политики, которая имеет свою собственную узбекскую специфику и представляет уникальную модель инновационного управления финансами и другими ресурсами государства.

Как известно, государственным бюджетом большинства страны управляет Казначейство. В условиях Узбекистана Казначейство Минфина – это специально уполномоченный государственный орган, осуществляющий исполнение Государственного бюджета. Оно занимается расходованием и хранением средств Госбюджета, а его деятельность построена на соблюдении принципа «единства кассы», то есть «поступление», «хранение» и «выплаты бюджетных средств» с единого счета.

Нормативно-правовая база и, прежде всего, принятие Закона Республики Узбекистан от 26 августа 2004 года №664-II «О казначейском исполнении Государственного бюджета», а также Постановление Президента Республики Узбекистан от 28 февраля 2007 года № ПП-594 «О мерах по дальнейшему развитию системы казначейского исполнения государственного бюджета», Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 марта 2007 года №ПКМ-53 «Об утверждении положения казначейства Министерства финансов», «Правила казначейского исполнения государственного бюджета» №2007 и ряд других создали уникальную нормативно-правовую базу управления государственным бюджетом страны.

Бюджетный Кодекс Республики Узбекистан систематизировал весь бюджетный процесс, включая формирование, утверждение, исполнение и контроля в едином и целостном законодательном документе.

Что нового содержит и в чем специфика работы Казначейства по управлению Государственным бюджетом Узбекистана? Эта специфика определена соответствующей нормативно-правовой базой, наиболее важными положениями которой являются следующие:

 - образован Единый Казначейский Счет (ЕКС) и создана инновационная система финансового менеджмента;

- введена модернизированная система кассового исполнения Государственного бюджета, включая распределение поступающих доходов между бюджетами разных уровней, исполнение смет расходов бюджетных организаций и получателей бюджетных средств;

- введена система обязательной регистрации договоров бюджетных организаций и получателей бюджетных средств с поставщиками товаров за счет средств госбюджета;

- модернизированный государственный финансовый менеджмент предполагает закрытие всех транзитных доходных счетов в коммерческих банках и приведение управление финансами в наиболее оптимальную и отвечающую национальным интересам форму;

- особенностью инновационной деятельности Казначейства является внедрение передовых технологий во всей системе финансового управления;

- специально обращается внимание на необходимость введения инновационных технологий в системе сбора, обработки, анализа информации и составление отчетов об исполнении Государственного бюджета;

- на Казначейство возлагается ведение полного и системного учета всех видов, поступающих в Республику Узбекистан, гуманитарной помощи и средств технического содействия, в том числе в нематериальной форме;

- в системе Казначейства ЕКС является модернизированным инструментом, обслуживающий внешний и внутренний долг государства;

- на Казначейство возложены также обязанности мониторинга государственных закупок, что делает его важным инструментом развития всей системы социально-экономических отношений в стране;

- создана система, направленная на повышение эффективности оборачиваемости бюджетных средств.

Наряду с указанными, имеются и другие многочисленные функции, которые вывели работу системы государственного управления финансами в Узбекистане на новый качественный уровень.

Принятые инновационные методы в обеспечении обслуживания Государственного бюджета в Республике Узбекистан через Единый Казначейский Счет и модернизация его работы в целом позволяют решать задачи в жизни современного узбекского общества на наиболее оптимальной и научно обоснованной соответствующей основе, с учетом международного и отечественного опыта, что в наибольшей степени проявляется в следующем.

1. В соответствии с модернизацией работы Казначейства и с введением Единого Казначейского Счета в Узбекистане с 1 января 2012 года все доходы и расходы Государственного бюджета, а также поступления на внебюджетные счета бюджетных организаций стали осуществляться через систему ЕКС. Платежи проводятся от имени и по поручению юридических или физических лиц, для которых предусмотрены средства в Государственном бюджете. При этом вводится принцип «единства кассы» при поступлении, хранении и выплаты бюджетных средств с единого счета. Главной задачей созданной системы является целевое и эффективное расходование государственных средств, исключаются посредники и оптимизируются взаимодействия в системе «бюджет-бюджетополучатель». Аналогичная система, в той или иной степени, применяется во многих развитых странах, но в Узбекистане она представляет собой квинтэссенцию лучших соответствующих достижений. Наиболее похожая модель работы Казначейства имеется во Франции, но узбекская модель ее не копирует, а развивает на более высоком качественном уровне.

2. С образованием Единого Казначейского Счета в Республике Узбекистан стало возможным осуществлять государственный финансовый менеджмент наиболее адекватно, используя при этом самые передовые информационные технологии. Узбекистан силами собственных программистов и специалистов других специальностей создали мощный программный продукт – информационную систему управления Государственными финансами.  (ИСУГФ), которая стала единой платформой и базой данных для исполнения Госбюджета Узбекистана через Казначейскую систему. Создатели системы, образно говоря, ушли от ручного управления к управлению, основанному на передовых достижениях науки и техники. Здесь закладывались существенные предпосылки деятельности, носившие явно антикоррупционную направленность. Соответствующие механизмы, применяемые в Японии, Южной Корее и других странах, доведены до совершенства и внедряются не как цель, а как сегмент государственного управления. Все это позволяет наиболее оптимально вести учет и контроль за поступлением и исполнением Государственного бюджета. Такие инновации, безусловно, соответствуют общим тенденциям возрастания роли и значения государства в современных условиях.

3. Введение ЕКС потребовало качественного ресурсного обеспечения. Для работы в новой системе финансового менеджмента привлечены соответствующие технические средства, началась целенаправленная подготовка высококвалифицированного персонала, совершенствование работы с клиентами и партнерами, и многое другое. Это дало толчок развитию информационно-коммуникационных технологий в Республике в целом, включая в проведении работ по прокладке оптоволоконного кабеля до всех областных и районных центров страны и использованию в деловых коммуникациях. При этом предусматривалось введение программных модулей в разрезе территорий и видов поступающих налогов. Были внедрены новые формы платежных документов для уплаты налогов юридическими и физическими лицами. Все это существенным образом, повторим, повлияло на процессы интеллектуализации не только управления, но и общества в целом. Такой процесс еще не завершен, но успешно развивается. И интеллектуально-гуманитарная его значимость для страны более чем очевидна. Фактически – это перевод одной из ветвей государственного управления на принципы «информационного общества», которое определяет фарватер современных прогрессивных перемен во всех сферах жизнедеятельности людей.

4. Созданная система обслуживания Госбюджета позволила вести мониторинг за ходом поступления и оптимального расходования его средств. Так, сбор, обработка, анализ информации и составление отчета об исполнении Государственного бюджета приобрели объективно-количественные параметры и обеспечили минимизацию влияние на них человеческого фактора с точки зрения неадекватных редакций, изменений и т.д. Такая система вынуждает работать персонал с информацией на основе достоверных данных, что необычайно важно с точки зрения всего комплекса принятия государственных управленческих решений в целом и непосредственно в финансовой сфере. Все налоги и другие обязательные платежи стали напрямую направляться на Единый Казначейский Счет, а последующее распределение проводиться казначейскими органами в соответствии со строго утвержденными нормативами. Другими словами, была создана система управления госбюджетом без посредников и ненужных звеньев.

5. Через ЕКС было поручено проводить полный и системный учет всех видов гуманитарной помощи, поступающих в Республику Узбекистан. Такая функция ЕКС способствовала повышению авторитета государства, поскольку критерий справедливости распределения соответствующих средств становится открытым и доступным. ЕКС также осуществляет полный и системный анализ за использованием поступающей в Узбекистан гуманитарной помощи. При этом осуществляется полный и системный анализ эффективности целевой доставки этой помощи по назначению. Тем самым Узбекистан стал лидером, по крайней мере, среди стран СНГ по справедливому распределению международной гуманитарной помощи, которая стала поступать по назначению и в полном объеме, что неоднократно отмечалось экспертным сообществом и наблюдателями.

6. Обращает на себя внимание и совершенствование системы обслуживания через ЕКС государственного внутреннего и внешнего долга Республики Узбекистан, исполнения других международных гарантий и обязательств. Данные обстоятельства способствовали тому, что страна вошла в международное экономическое сообщество открыто и ответственно. А это, в свою очередь, повышает ее авторитет как субъекта международных отношений. С точки зрения обслуживания внутреннего долга, то здесь государство стало на путь открытости в решении задач и в этой важнейшей сфере жизнедеятельности людей. На это также особо обращается внимание международным экспертным сообществом.

Совершенствование системы финансового менеджмента в Узбекистане привлекло к себе внимание широких кругов специалистов в области финансов и государственного управления. Более того, некоторые международные организации непосредственно приняли участие в совершенствовании системы бюджетных отношений в Узбекистане. Так, совместно с международным проектом ПРООН «Реформа бюджетной системы в Узбекистане» и Министерством финансов Республики разработан проект Закона «О государственных закупках товаров (услуг)», расширена работа со Всемирным Банком и другими международными организациями.

Обращает на себя внимание тот факт, что в России также ведется работа над совершенствованием системы государственных закупок и усилением контроля над расходованием государственных бюджетных средств. В данной связи, целый ряд принципов предлагаемых российскими экспертами, в том или ином формате, уже апробированы и успешно реализуется в Узбекистане.

Международный Институт Стратегических Исследований «МИСИ Вектор» на основе анализа степени эффективности работы инновационных моделей управления Госбюджетом в Республике Узбекистан, пришел к следующим, наиболее обобщающим выводам.

Исследования показали, что теория и практика введения новой системы работы Казначейства Узбекистана является научно обоснованной и эффективной.

Управление государственными активами страны через ЕКС совершенствует всю систему государственного управления.

Создание ЕКС не противоречит реально существующим международным финансовым отношениям, а, скорее, наоборот, способствует Республике Узбекистан интеграции в их систему на основе наиболее оптимальных и научно обоснованных принципах и с учетом национальных интересов.

В экспертном сообществе широко распространена точка зрения, что «сегодняшний мир стоит на финансах, живет ради финансов и финансами управляется». В Узбекистане реально показали, как этот процесс сделать наиболее оптимальным, цивилизованным и направить его развитие в интересах собственного государства.

Научно-методический Совет МИСИ «Vector»

Услуги компании

  • Политические коммуникации
  • Бизнес-коммуникации
  • Кризисные коммуникации
  • Финансовые коммуникации
  • Лоббирование и взаимодействие с органами государственной власти
  • Социальные исследовательские проекты